RostislavDDD (rostislavddd) wrote,
RostislavDDD
rostislavddd

Categories:

Недостатки Т-34. Декабрь 1940 года.

"Первая полная энциклопедия Т-34" М.Коломийца.

Письмо начальника 1-го отделения 3-го отдела бронетанкового
управления ГАБТУ КА подполковника И. Панова (куратора работы по Т-34 от автобронетанкового управления) на имя генерал-лейтенанта Федоренко, от 13.12.1940 г.:

«Постановление КО № 428 предусматривает расширение башни танка Т-34 без расширения погона. Эта модернизация не дает полной эффективности улучшения боевых качеств танка. Уширение башни в верхней ее части даст некоторое улучшение в размещении экипажа в походном положении (удобнее будет сидетъ). При стрельбе же положение не улучшится, так как не изменяя погона остается узкое пространство между гильзоулавливателем и погоном, которое и будет стеснять работу расчета при стрельбе (особенно заряжающего). При установке пушки Ф-34 еще больше затрудняется работа экипажа, так как гильзоулавливатель своей тыльной частью почти касается погона. Что не дает возможности произвести замену орудийного расчета не опуская гильзоулавливателя и разместить пятого члена экипажа - командира с установленной ему командирской башенкой.
Преследуемая цель расширением башни без расширения погона обеспечить более легкий переход производства на самом деле это не дает правильного и нужного решения...
Существующая башня танка Т-34 тесна, мало удобна, имеет слабую видимость, но последние испытания войскового пробега с троекратной боевой стрельбой еще раз подтвердили, что вести прицельный огонь из танка можно. Интенсивность достигает 2-3 выстрела в минуту.
Имеется ли возможность расширить погон башни танка Т-34? Да, имеется. По предварительным прикидкам можно погон башни расширить примерно на 200 мм. Возможно ли это расширение с точки зрения производства? Возможно, так как для Мариупольского завода это расширение не имеет никакого значения, а завод № 183 имеет станочное оборудование для производств расши-
ренного погона.
Расширение башни и погона на 200 мм даст возможность удобного размещения орудийного расчета и обеспечит требование правительства - дать 6 прицельных выстрелов на ходу танка. Позволит разместить 5-го члена экипажа (командира танка - части), разгруженного для ведения наблюдения за полем боя и руководства танком - соединением, что значительно повысит боевые качества танка...
Постановление КО № 428 не предусматривает в 1941 г. постановки на танк Т-34 торсионной подвески, можно полагать по причине трудности изготовления торсионных валов для завода № 183.
По выяснению мною на заводе № 183 установил, что имеющееся станочное оборудование позволяет производить обработку торсионных валов. Проект торсионной подвески заводом разработан с использованием существующих катков и балансиров.
Какие дает преимущества торсионная подвеска по предварительным подсчетам?
а). Увеличивается объем боевого отделения танка на 20%, что дает возможность увеличить боекомплект, который и выдвинут нами в проекте Постановления с учетом постановки торсионной подвески.
б). Увеличенный объем боевого отделения дает возможность более удобно разместить экипаж и облегчить его работу в боевых условиях.
в). Увеличивается запас топлива до 750 лит. Вместо 465 л, что увеличивает, радиус действия танка на 60-100 км, а топливные баки из боевого отделения переносятся в трансмис-
сионное.
г). Уменьшается вес самой подвески на 300-400 кг.
д). Облегчается монтаж и демонтаж.
е). Ликвидируются вырезы в бортах танка для хода балансиров.
Без установки торсионной подвески и связанной с ней перекомпановки нельзя значительно снизить вес танка.
Установка мотора В-2-К без предварительной проверки трансмиссии нежелательна, так как коробка перемены передач была рассчитана на вес танка в 18 тн. при мощности мотора
500 л.с. с Мкр=240 кг/м и числе оборотов 1800 об/мин.
Мотор В-2-К имеет мощность 600 л.c. Мкр=265 кг/мин, макс.число оборотов 2100 об/мин, а вес танка колеблется в пределах 27 тн, увеличение же всех остальных парамет-
ров мажет вызвать усиленный износ деталей КПП и преждевременный выход ее из строя.
Вывод: В дополнение к постановлению КО № 428, считаю необходимым просить выйти с ходатайством в КО об изготовлении к 1.4.41 г. заводом № 183 НКСМ двух усовершенсвованных образцов Т-34, в которые должно войти:
а) Расширение башни и погона с поставкой на ней командирской башенки с круговым обзором.
б) Установить торсионную подвеску
в) Увеличить боекомплект.
г) Усилить трансмиссию танка.
д) Увеличить максимальную скорость танка до 70 км/ч.
е). Максимально улучшить рабочие места экипажа, обеспечив им удобное размещение,хорошее наблюдение.
В период апрель - май провести испытания.
Июнь месяц — на доработки по результатам испытаний.
Июль месяц - вторичное испытание образцов с доработками.
Август и сентябрь месяцы на отработку технологичного процесса.
В октябре начать серийный выпуск усовершенствованного Т-34.
Это даст возможность без спешки ввести все изменения по усовершенствованию, проверить испытаниями и планово безболезненно перейти к производству на выпуск еще более высококачественной машины.
Завод № 183 на выполнение указанной работы идет охотно и считает такие мероприятия по усовершенствованию танка совершенно правильными. Выпуск серийных танков Т-34 производить с существующей башней, не меняя как-то половинчато и подвеску, сохранив взаимозаменяемость внутреннего оборудования, сосредоточив внимание на максимальном выпуске танков.
Обязать завод № 183 НКСМ доработать только вопросы во исполнения Постановления № 428 по:
а) главн. фрикциону.
б) вентилятору.
в) гусенице.
г) обзорности.
д) укладке снарядов
».

Люди часто начинают нервничать, когда я начинаю переть на сталинскую промышленность, точнее ее руководителей живших по уголовному принципу " Умри ты сегодня, а я завтра", именно по причине своей персональной ответственности за достижение поставленных задач.

Очень яркий пример. Отмеченная в письме командирская башня позволившая бы  хоть как то улучшить ужасный  обзор машины ( отмечено не только немцами, финнами и т.д. но и как видите самими специалистами АБТУ КА еще в 1940 году)  появилась на Т-34 только осенью 1943 года, причем где... думаете в Тагиле на 183 заводе? Как бы не так, в Сормово на заводе №112, в ходе эпопеи по повышению качества выпускаемых там танков, поскольку знаменитая фраза Вождя  про "Сормовского Урода на котором бояться идти в бой наши танкисты"  мнится мне довольно явно намекала сормовчанам на характерные для самого "эффективного менеджера столетия" оргвыводы.
И только после того как "эти трусы" все таки нашли возможность выполнения трехлетних требований представителей наркомата обороны по комбашне, саботировать и на других заводах уже не получилось.
  То, что обратившие лицо к армии сормовские бракоделы все-таки остались верны себе и на первых партиях своих танков ставили комбашню которой "при закрытом люке пользоваться невозможно, ибо смотровые щели находятся выше уровня глаз" это уже другой вопрос.
  А что касается саботажа требований по увеличению ширины погона выпускаемых машин, вплоть до испытываемого осенью 1943 года Т-43 спроектированного с "тридцатьчетверочными" 1420 мм в свету уже не в двух, а в трехместной башне(!) с циничными наплевательством и на требования сапогов которые ничего не понимают   и  на тех кто в этих танках будет гореть,  причина их как мне кажется элементарна  и еще более цинична.
 При диаметре погона в 1420 мм, длина данной окружности - 4461.062 миллиметров,  1600 мм - 5026.548 миллиметров. Объемы обрабатываемых поверхностей увеличиваются на 12%. Соответственно при равном числе станков на те же 12%   падает выход продукции в единицах.
  Насколько растут потери из-за слепоты машин и неудобства действий экипажа - промышленность не интересовало. Это не было их проблемой.
Tags: Военная История, Танки
Subscribe

  • Комиссары на линии огня

    Не то чтобы мне хотелось огульно охаивать решительно всех политработников ВВС КА, но освящаемую ниже проблему поднимал в своих мемуарах даже Дважды…

  • К-2 нашли

    "Люди работают" (с) Кроме лодки Уткина (68 погибших) в пределах поставленного 20 марта 1942 г. минными заградителями "Бруммер"…

  • Вторая экспедиция по обследованию "Армении"

    Развитие истории годичной давности: Нашли "Армению", как говорят... и "Армения" подтверждена Мое полное (и многолетнее)…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • Комиссары на линии огня

    Не то чтобы мне хотелось огульно охаивать решительно всех политработников ВВС КА, но освящаемую ниже проблему поднимал в своих мемуарах даже Дважды…

  • К-2 нашли

    "Люди работают" (с) Кроме лодки Уткина (68 погибших) в пределах поставленного 20 марта 1942 г. минными заградителями "Бруммер"…

  • Вторая экспедиция по обследованию "Армении"

    Развитие истории годичной давности: Нашли "Армению", как говорят... и "Армения" подтверждена Мое полное (и многолетнее)…