Так как этот блог больше по сухопутью, тема наличия или отсутствия в Государстве Российском СП (Сводов правил). - имеющих силу закона подробных методик испытаний образцов ВиВТ, тут ранее поднималась исключительно в стрелково-артиллерийско-броневом ключе. Моря касались мало или не касались вообще. Пытаюсь исправить ситуацию.
Однако, перед этим слегка отвлекусь. Вопросов касательно этих методик не только по столь сложным образцам ВиВТ, но и по одному только стрелковому оружию выше крыши. Про анекдотическое по своей наглой тупости внесение в таблицы стрельбы автоматов Калашникова теоретических (теоретических, сука!) данных вероятностей поражения целей, полученных не практическими стрельбами "средних и лучших автоматчиков", а математическими расчетами - непонятно на чем основанными (тсс, похоже на отстрелах с станков или с баллистических стволов), мы поговорим отдельно, в следующем посту. Сейчас, для затравки вспомним... допустим про данные бронепробиваемости различными патронами в таблицах. Ибо, ни о чем не говорящие отстрелы АК по "пластилину" - стали Ст-3КП, с дальнейшей "случайной" потерей в таблицах материала псевдоброни, заставляют задавать огромное множество вопросов и Военному Ведомству и Производителям. Отвечать на которые неравнодушной общественности никто не торопится.
В этой связи возникает вопрос к Комиссиям Госдумы по Безопасности и Противодействию Коррупции и Обороне. С "Законом об Оружии" они успешнейшим образом разобрались, так что прямо боженька шепчет следующим созывом навести порядок с ГОСТ-ами и Сводами Правил, подробнейше регламентирующими единые правила испытаний и внесения достоверных данных в таблицы ТТХ и тактические расчеты. Чтобы, сверившись с которыми, даже самый тупой представитель Государева Ока мог взять за жопу пропихивающих на вооружение негодные образцы коррупционеров. Хотя бы в теории.
Если мне скажут, что такого рода указивки в Минобороне и ГосСтандартах уже имеются, я соглашусь. Результат их применения мы все видели в полной пафоса программе совместных испытаний Iveco LMV и ГАЗ-233014. Где первый - один из лучших представителей класса "патрульных" минозащищенных бронеавтомобилей, рассчитанный на "патруль" из трех-четырех человек (+ 1-2 задержанных), с треском их проиграл испорченному бронетранспортеру, - также как БТР-80 не имеющему противоминной защиты и таскающему в своем нутре мотострелковое отделение.
Три с небольшим года назад, я поздравил контр-адмирала Ивана Ивановича Дубика с его пауками следующим постом. Если кому-то лень пройти по ссылке, сделаю краткую выжимку.
МРК "Мираж" (проект 1234.1, вступил в строй в 1986 г, списан в 2020 г) находился в составе конвоя кораблей ЧФ, охраняя большие десантные корабли, набитые боевой техникой и десантниками 7 дшд. Ночью 10 августа российские моряки обнаружили в море готовящих на них нападение знаменитых Белых Акул президента Саккашвили - подготовленую инструкторами стран НАТО армаду из пяти боевых катеров, - двух ракетных и трех патрульных, и без колебаний приняли бой. Экипаж "Миража" выпустил по грузинам два противокорабельных "Малахита", мгновенно отправив один из катеров на дно и обратив остальные в бегство.
Так, во всяком случае рассказывали общественности капитан 3 ранга Дубик, каперанг Дыгало, штаб ЧФ и так далее.
О том что целью этих двух ПКР послужил молдавский теплоход Lotos-1, телепавший 7 узловым ходом не меняя курса и скорости из Ейска в Поти с грузом в 1500 тонн пшеницы, военные моряки что тогда не рассказывали , что сейчас тоже не рассказывают .
А зря, поскольку экипаж молдавана просвистевшая в нескольких метрах над палубой и поразившая теплоход осколками противокорабельная ракета (с 840 кг БЧ) здорово напугала. Вторая, взорвавшаяся по оценкам вахты в 100-200 м от судна, несколько увеличила впечатления от столь внезапной побудки.
При подведении итогов войны, отсутствие поражения цели, однако, никого в ВМФ России не смутило и Иван Дубик стал первым и единственным командиром корабля в 300+ летней истории Российского Флота, которого первое лицо государства наградило в Кремле за то что его экипаж никуда не попал. При первом кстати в истории Советско-Российского Флота боевом пуске противокорабельных ракет.
Так как вероятности поражения цели ПКР П-120/4К85 по данным сети интернет колеблются от 0,75 до 0,9, вину в промахе по неманеврирующей цели типа 3143 тн теплоход двумя ракетами в одном залпе (при табличной вероятности поражения цели 0,75 двухракетный залп дает 0,9375 вероятность; при 0,9 - 0,99) проще всего возложить на человеческий фактор. Экипажа "Миража" или специалистов службы ракетно-артиллерийского вооружения ЧФ допустивших к боевому применению "стухшие" ПКР, тут неважно.
Однако, если взглянуть несколько вглубь и обратится к книге А. Широкорада "Огненный меч российского флота" и внимательно изучить ее, выясняется, что все обстоит куда сложнее чем кажется. И методика государственных испытаний при принятии "Малахита" на вооружение тут вполне может быть при делах.
Для начала, если взять приведенную Широкорадом сплошную выборку описании первых 24 условно-боевых пусков ПКР данного типа по кораблям-мишеням (4 на втором этапе летно-конструкторских испытаний и 20 на Госиспытаниях), выясняется что успешными оказались только 12 из них - 50%. Остальные 12 ПКР либо не долетели до цели, либо упали рядом с ней, дав промахи. Прямо как второй "Малахит" с "Миража".
В результате чего возникает очень интересный вопрос: откуда тогда, в базовых тактических расчетах эффективности ПКР данного типа появились вышеуказанные вероятности? Вероятность попадания ПКР в цель равная 0,9 ... это ведь почти в два раза больше 0,5 по практическим данными первых 24 пусков, верно? Бравые Челомеевцы не намутили ли тут немного, вместе с своими подельниками из военной приемки и Главного Штаба ВМФ СССР, дав те же теоретические вероятности
Чтобы не было обвинений в голословности, приведу статистику пусков несколько более раннего берегового ракетного комплекса "Сопка", пугавшего десантные корабли янки с берегов Острова Свободы и снятого с вооружения только в 80-х. Ракета тут совсем другая, комплекс тоже, разница в 10 лет это много, но статистика в 50,7 % удачных пусков это же подозрительно близко к 50%, верно?
Если оценить реальную вероятнось попадания в Lotos-1 одной ПКР в оставшиеся неизменными с Госиспытаний 0,5, двухракетный залп выдает нам вероятность поражения в 0,75, что на предоставленные экипажем теплохода данные ложиться практически идеально. Первый "Малахит" ведь в него практически попал, - будь над молдаваном как над судном-мишенью натянута сеть, попадание военными моряками-испытателями бы без сомнений зачлось.
Впрочем, если считать по 34 ПКР всех описанных Широкорадом пусков, вероятности становятся лучше. Из 10 следующих пусков (2 с "Вихря" и 8 в 1973 г), произошло всего лишь 2 промаха, что повысило практические вероятности поражения одиночной ракетой до 0,66 и теоретическую вероятность уничтожения Lotos-1 двухракетным залпом до 0,81.
Первое из них, проекта 1784 смотри выше. Конструктивно это прочная несамоходная баржа, разделенная на множество водонепроницаемых и вероятнее всего заполненных негорючим материалом отсеков. Высота верхней палубы над ватерлинией 3,5 м, по оконечностям - 4,5 м. Длина корпуса 106,3, ширина 14 м. Корыто, в принципе мало чем отличающееся в смысле радиолокационной заметности от Lotos-1, если бы не эти уродливые железяки на мачтах именуемые уголковыми отражателями. Которые служат целям повышения эффективной площади рассеяния мишени, для того самого повышения радиолокационной заметности - читай. вероятности захвата и удержания контакта с целью радиолокационными ГСН ПКР.
Радиоуправляемые катера-цели проекта 183КЦ строились на базе торпедных катеров и для повышения своей радиолокационной заметности обвешивались теми же отражателями.
Если до кого-то из моих читателей до сих пор не дошла мысль, к которой я их подвожу. Без наличия четких СП/ГОСТ по методике испытаний ПКР, мишень пр. 1784 в принципе можно утыкать отражателями так, что она будет светиться как контейнеровоз Triple E-class, с примерно нулевыми вероятностями срыва контакта на любом участке траектории. Что немного не соответствует реалиям боевого пуска что по нейтральному теплоходу класса река-море, что по 255 тн ракетному катеру. Не выходившему из ВМБ Поти из-за проблем с двигателями и подорванному подполковником Анатолием Лебедем, стоя у стенки.
Закончим же текстом из книги Широкорада по описанию упомянутых пусков и наложим их на фотографии Lotos-1 и прочих судов 326 проекта.
[ А. Широкорад Огненный меч российского флота]Разработка крылатой ракеты «Малахит» велась ОКБ-52 по Постановлению Совмина № 250-89 от 28 февраля 1963 г.(по одному Постановлению с «Базальтом»). Головным разработчиком ее было все то же ОКБ-52.
Ракета «Малахит», имевшая индексы секретный П-120 и несекретный 4К-85, предназначалась на замену ПКР «Аметист». В отличие от «Аметиста» новая ракета могла запускаться как с подводных лодок, так с надводных кораблей.
ПКР №1. Первый пуск состоялся 23 июня. Ракета не имела тепловой головки самонаведения (ТГС) . Заданная дальность стрельбы составляла 40км. Из-за сбоя в работе РГС ракета не долетела до цели около 200м и упала в море. Время полета — 131с.
ПКР №2. Следующий пуск производился 8 августа. Из-за выхода из строя магнетрона РГС цель не обнаружила и ракета была взорвана после того, как пролетела 65,8 км за 217с.
ПКР №3. Ракета, запущенная 10 сентября, уже имела на борту ТГС, но она не была включена. Заданная дальность составляла 40км. Ракета попала в сеть мишени на высоте 6м от ватерлинии и в 25м вправо от центра мишени. Время полета составило 137,6 с.
ПКР №4. 8 октября 1969 г. состоялся пуск ракеты с работающей ТГС по мишени с установленным тепловым имитатором "Балансир". Заданная дальность — 40км. Ракета попала в мишень на высоте 11м от ватерлинии и в 13м вправо от центра мишени.
ПКР №5. Первый пуск с МРК-3 был произведен 27 марта 1970 г. на дистанцию 40 км по мишени, оснащенной тепловым имитатором "Балансир". Скорость МРК в момент пуска составляла 24 уз. Из-за отказа аппаратуры РГС цель не была захвачена, ракета пролетела мимо и на 198-й секунде самоликвидировалась, пролетев 58,6 км
ПКР №6. Следующий пуск состоялся 28 мая. Стрельба велась без тепловой головки самонаведения, так как к тому времени появилась необходимость в проведении ее специальных испытаний. Заданная дальность — 40км. Скорость МРК — 24 уз. Достигнуто прямое попадание в сеть мишени на высоте 6,5 м от ватерлинии и на 8,8 м вправо от центра мишени. Ракета приводнилась за мишенью в 105 м. Время полета 135,4 с.
Этим пуском был закончен этап летно-конструкторских испытаний.
Далее начались совместные испытания. Пуски проводились с МРК "Буря".
ПКР №7. Первый пуск по программе совместных испытаний состоялся 10 июня 1970 г. ТГС на ракете была отключена. Заданная дальность составляла 40 км, скорость МРК 24 уз. Ракета попала в сеть мишени на высоте 6,2м от ватерлинии и правее центра мишени на 31,5м. Время полета составило 136с.
ПКР №8. Следующий пуск состоялся 26 июня на дальность 80км. Скорость МРК по-прежнему была 24 уз. Из-за "непромеса" топлива в маршевом двигателе произошло резкое увеличение давления в камере сгорания: ракета взорвалась на 41,4-й секунде полета, пролетев всего 9,2км.
ПКР №9. 31 июля ракета стартовала при тех же условиях и с тем же заданием. Из-за неправильного функционирования ТГС в полете ракета в мишень не попала и приводнилась в 300 м за мишенью на 252,3-й секунде полета.
ПКР №10. 19 августа "Буря" впервые стреляла по групповой цели. На расстоянии 80 км от МРК находились две мишени. МРК шел со скоростью 24 уз. Достигнуто прямое попадание в мишень — прямо в стойку теплового имитатора "Балансир". Ракета сбила стойку и приводнилась в 80 м от мишени. Время полета составило 252,8с. Здесь стоит сделать маленькое замечание. РГС "Малахита" не могла обнаружить цели на дистанции 80 км, а ТГС обнаруживала тепловое излучение, дай бог, на дистанции 10—12 км. Так как же ракеты попадали в цели? Дело в том что командиры кораблей-носителей на испытаниях досконально знали расположение мишеней и очень точно выдерживали пеленг стрельбы, так что ракеты не могли не прийти в район цели. А в реальной обстановке целеуказание должно было производиться с самолетов-разведчиков Ту-95РЦ, а также с других самолетов, вертолетов и кораблей.
10 сентября 1970 г. впервые состоялась залповая стрельба. "Буря" выпустила сразу две ракеты (№ 0411 и № 504) по двум целям на дальность 80 км. Скорость МРК была 24 уз., интервал между пусками 5с.
ПКР №11. Ракета № 0411 из-за сбоя в системе управления приводнилась в 160м перед мишенью и поразила мишень многочисленными осколками. Время полета — 255,6с.
ПКР №12.Со второй ракетой (№ 504) произошло то же самое, и она приводнилась на 253,6-й секунде полета, не долетев 130м до той же мишени.
ПКР №13. 10 октября был произведен пуск с МРК "Буря" по мишени на дальности всего 15 км. Скорость МРК была та же. Из-за выхода из строя ТГС ракета упала в 10км от места пуска на 40,9-й секунде полета.
ПКР №14. 14 декабря 1970 г. произведен пуск с тем же заданием и при тех же условиях. Из-за выхода из строя РГС произошел недолет до мишени на 4,8 км Ракета приводнилась на 42,5-й секунде полета.
Весной 1970 г. из Ленинграда по внутренним водным системам в Феодосию был переведен второй корабль проекта 1234 МРК-7, 24 апреля 1970 г. получивший название "Бриз". С декабря 1970 г. “Малахит” испытывался уже на "Бризе" (командир капитан 3 ранга А.И. Бондаренко).
ПКР №15. Первый пуск П-120 с "Бриза" состоялся 29 декабря 1970 г. Стрельба велась по мишени на дистанцию 100 км при скорости МРК 22 уз. Достигнуто прямое попадание в мишень на высоте 9 м от ватерлинии и в 1,5 м вправо от центра мишени. Время полета — 321,4 с. Пуск 23 января 1971 г. был произведен при скорости корабля 24 уз. на дальность 30км.
ПКР №16. Достигнуто прямое попадание в борт мишени в 3м выше ватерлинии на 105,8-й секунде полета.
ПКР №17. Следующий пуск состоялся 5 марта 1971 г. с "Бури" по мишени на дальность 100 км. МРК шел со скоростью 12 уз. Ракета попала в сеть мишени на высоте 5м от ватерлинии и в 25,5 м вправо от центра мишени. При этом работала РГС, так как ТГС вышла из строя. Время полета составило 336 с.
ПКР №18. 10 марта "Буря" вновь стреляла по мишени при тех же условиях. Ракета попала в сеть на высоте 13,5 м от ватерлинии и в 2,5 м вправо от центра мишени. Время полета —331,8 с.
ПКР №19. 10 апреля "Буря" стреляла по подвижной мишени пр. 183-Ц с тепловым имитатором "Циклон" на дистанцию 20км. Скорость корабля составляла 17,5 уз., а мишени — 25 уз. Ракета, в отличие от предшествующих пусков, была не с инертной, а с боевой частью. По невыясненной причине ракета взорвалась в 80—100м от мишени и поразила ее большим количеством осколков.
ПКР №20. 16 апреля 1971 г. "Буря" стреляла по мишени на дистанцию 15км. Скорость МРК была 17 уз. Из-за нештатного отделения стартового двигателя ракета приводнилась в 1,8 км от МРК на 13,1-й секунде полета.
ПКР №21 . 2 июня "Буря" стреляла по мишени на дистанцию 15 км. Скорость корабля составляла 22 уз. Из-за сбоя работы ТГС ракета упала в воду, не долетев до мишени 35м, мишень была поражена осколками.
9 июня "Буря" дала трехракетный залп (ракеты № 0301, № 507,и № 1101) по двум мишеням типа СМ с тепловым имитатором "Балансир" и пр. 183-Ц без теплового имитатора "Циклон" — на дистанцию 100 км. Мишени находились в 600м друг от друга. Интервал между пусками ракет составил 5с. МРК шел со скоростью 23 уз.
ПКР №22. Ракета № 0301 попала в мишень в основание левой стойки теплового имитатора выше палубы на 1,5 м. Время полета — 315 с.
ПКР №23. Вторая ракета (№507) попала в "розу" уголковых отражателей мишени пр. 183-Ц на 311-й секунде полета, то есть ракета № 507 не стала "разбираться" и предпочла авианосцу корабль охранения.
ПКР №24. Зато третья ракета (№ 1101) попала куда надо, то есть в мишень в 4м выше ватерлинии и в 15м вправо от центра мишени. Время полета составило 315,9c.
На этом испытания комплекса "Малахит" для вооружения МРК проекта 1234 были закончены.
В феврале 1972 г. на полигоне «Песчаная Балка» проходили сдаточные испытания третьего МРК проекта 1234 «Вихрь», в ходе которых 10 февраля было произведено два пуска ракет П-120. В обоих случаях скорость МРК составляла 25 уз., а стрельба велась по мишени СМ пр. 1784. Боевые части обеих ракет были инертными.
ПКР №25. Первая ракета попала в носовую стойку теплового имитатора «Балансир» на высоте 4,5 м от палубы. Дальность стрельбы составляла 100 км, а время полета — 346,5 с.
ПКР №26. Вторая ракета была выпушена с дистанции 30 км и попала в борт мишени на высоте 1,5 м от ватерлинии в 28 м в сторону носа от центра мишени. В результате детонации оставшегося топлива маршевого двигателя произошел взрыв, который разрушил оба борта мишени и снес часть палубы. Время полета составило 106 с.
В апреле 1972 г. состоялись летные испытания двух ракет П-120 (4К-85), прошедших транспортные испытания. Испытания сии заключались в том, что эту пару «Малахитов» провезли 10 тыс. км по железной дороге, затем 1500 км по грунтовой дороге и 500 км по асфальту на грузовиках. Испытания этих ракет решили совместить с испытаниями по повышению способности ТГС производить селекцию целей в ордере, как выражались на полигоне: «по допоиску целей».
В Феодосийском заливе были поставлены две цели - СМ пр. 1784 с тепловым имитатором «Балансир», которая имитировала американский крейсер «Чикаго», и БКЩ пр. 436, также с «Балансиром», он имитировал американский крейсер «Кливленд». Цели были поставлены на 300 м вправо и на 300 м влево от направления стрельбы, но большая цель СМ пр. 1784 находилась на 1500 м дальше, чем БКЩ. По этим мишеням МРК «Буря» сделал два пуска с дистанции 60 км.
ПКР №27.В первой ракете, выпущенной 11 апреля 1972 г., на 12-й секунде полета вышла из строя ТГС, и эксперимент сорвался. РГС навела ракету на БКЩ. На 190,8-й секунде ракета вошла в борт мишени на высоте 1,5 м от ватерлинии и в 7 м вправо от центра мишени.
ПКР №28.А вот в ходе пуска 14 апреля РГС поначалу захватила БКЩ как более близкую цель и направила на нее ракету, но тут вмешалась ТГС и переопределила ракету на более «мощную» цель СМ пр. 1784. Ракета попала в центр теплового имитатора мишени СМ на высоте 7,5 м от палубы и снесла его в море. Время полета составило 207,2 с.
Хотя, как уже говорилось, комплекс «Малахит» 17 марта 1972 г. был принят на вооружение МРК проекта 1234, один пункт программы совместных испытаний так и не выполнили.
Совместные испытания должны были закончиться не трехракетным, а шестиракетным залпом, то есть МРК должен был одним залпом выстрелить все П-120, имевшиеся на его борту. Главной причиной невыполнения шестиракетного залпа стало отсутствие самолетов разведки и целеуказания, предусмотренных программой совместных испытаний. Начальство своевременно не подало ни Ту-16РЦ, ни Ту-95РЦ с системой МРСУ-1.
Вторая же причина просто анекдотична. За несколько лет персонал полигона «Песчаная Балка» не мог подготовить шесть одновременно действующих ракет П-120. Проверочная аппаратура полигона несколько отличалась от бортовой аппаратуры МРК, причем прежде всего чувствительностью. И вот подготовленные на берегу ракеты при проверке бортовой ЭВМ по программе предстартовой подготовки оказались негодными к пуску. Рекордсменкой стала ракета № 507 — она была допущена к пуску только с 7-й попытки!
Наконец в середине августа 1973 г. с Северного флота прилетел долгожданный Ту-95РЦ. Он базировался в поселке Кировское на аэродроме «Северный» в 18 км от Феодосии. А на полигоне за неделю почти круглосуточных работ наладили 6 ракет.
Для начала, 31 августа 1973 г. провели одиночный пуск с МРК «Буря» по обычной цели БКЩ пр. 436бис с тепловым имитатором «Балансир» на дальность 110 км. МРК шел со скоростью 24 уз. Было достигнуто прямое попадание в основание левой стойки теплового имитатора. Время полета составило 374 с.
Залповая шестиракетная стрельба, в соответствии с заданием, проводилась по групповой мишени, состоявшей из трех целей: СМ пр. 1784 с тепловым имитатором «Балансир» (мишень № 2) , БУЩ пр. 436бис с тепловым имитатором «Балансир» (мишень № 3) и БКЩ пр. 436бис без теплового имитатора (мишень № 1). В момент пуска МРК «Буря» шел со скоростью 18 уз. Интервал между пусками составляло 5 с.
18 сентября 1973 г. была проведена залповая стрельба. По данным от самолета Ту-95РЦ цели на МРК были распределены следующим образом:
— ракета № 0105 (контейнер № 1) и ракета № 0804 (контейнер № 2) были нацелены на мишени № 1 и № 2;
— ракета № 1504 (контейнер № 3) была нацелена также на мишени № 1 и № 2;
— ракета № 1204 (контейнер № 4), ракета № 1604 (контейнер № 5) и ракета № 0205 (контейнер № 6) были нацелены на мишени № 1 и № 3.
Заданная дальность стрельбы составляла 100—105 км.
Скорость МРК — 18 уз.
Результаты залпа получились следующие:
ПКР №29. Ракета № 0105 (с бортовой телеметрией) поразила мишень № 2, попав в тепловой имитатор на 345,5-й секунде полета. Фактическая дальность стрельбы — 100 км.
ПКР №30. Ракета № 0804 (без бортовой телеметрии) поразила мишень № 2, попав в тепловой имитатор. Фактическая дальность стрельбы — 100 км.
ПКР №31. Ракета № 1504 (без бортовой телеметрии) навелась на мишень № 2 и приводнилась в 70—80 м от мишени, поразив мишень осколками и частями ракеты. Основные части ракеты поразили мишень в левый борт между 2-й и 3-й мачтами на уровне 1,5 м от ватерлинии.
ПКР №32. Ракета № 1204 (с бортовой телеметрией) при выходе из контейнера ударилась о переднюю крышку контейнера, котора открылась, но не застопорилась. От удара ракеты о крышку произошло заклинивание антенны РГС. Ракета, нацеленная на мишень № 3, пролетела над мишенной позицией и ликвидировалась на 386-й секунде полета.
ПКР №33. Ракета № 1604 (без бортовой телеметрии) попала в мишень № 3 (БКЩ с тепловым имитатором) в стык между палубой и бортом в 26 м от центра мишени в сторону кормы.
ПКР №34. Ракета № 0205 (с бортовой телеметрией) попала в сеть мишени БКЩ пр. 436бис на высоте 4,5 м от палубы и в 5 м в сторону кормы. Фактическая дальность стрельбы —100,6 км, время полета — 349,1 с.
Ю.С. Кузнецов так описывает впечатление от шестиракетного залпа: «Сидишь в этой тонкостенной боевой рубке, изготовленной из легкого алюминиевого сплава, а с обеих сторон попеременно через 5 секунд стартуют ракеты под действием стартовых двигателей с тягой по 95—100 т каждый.
Трещат стенки рубки, на голову сыплется различный крепеж в виде винтов, заклепок, болтов и т. д. После этих пусков от покрашенных поверхностей осталась самая
малость, только в носовой части, остальная покраска вся стряслась. На самих пусковых установках практически не осталось никакой теплоизоляции. Создалось впечатление, что корабль побывал в каком-то жарком сражении типа Синопского. Даже удивительно, что корабль после такой стрельбы остался цел и своим ходом вернулся в базу. Впрочем, и неудивительно. Правильно тогда говорили, что все создаваемое на юхнинской фирме 1) называть следует кораблями и катерами одного боя. После такой стрельбы МРК «Буря» полтора месяца приводили в исходное состояние».
После шестиракетного залпа техническая позиция для наземной подготовки ракет 4К-85 на полигоне «Песчаная Балка» была свернута.
1) - Юхнин Е.И. (1912—1999), главный конструктор ЦМКБ «Алмаз» в 1952-1981 гг.
Ну а теперь возвращаемся к теплоходу Lotos-1 и его габаритным размерам, позволяющим оценить вероятность попадания долетевшей до него ПКР "Малахит" не в крейсер "Бруклин", и не в крейсер "Кливленд", не в судно-мишень проекта 1784 с тянущимися на 13,5 м вверх сетями, а в цель типа настоящий 3100 тн теплоход. С его ЭПР, габаритными размерами и высотой борта над ватерлинией. Я полагаю логичным предположить, что поражение скоростного и маневрирующего боевого корабля меньших размеров, случись он там вместо Lotos-а, было бы немного сложнее.
Высота борта теплохода Lotos-1 в ходе его поединка с "Миражом" видимо не превышала 2,5 м. Высота рубки около 5 м. Всего 7,5 м. Кликабельно:
Попадания 19 ПКР "Малахит" в конструкции и сети судна мишени проекта 1784 в процессе запусков на полигоне "Песчаная балка".
СМ пр.1784 и СТК пр. 326 привязаны к своим действительным размерам. Габариты в требующих срочного запрещения Государственной Думой САПР рассчитывались по длине.
Выходит что при высоте борта цели менее 2,5 м. вероятность ее поражения в корпус измеряется единичными случайными попаданиями на уровне 0,25. Дальнейшие комментарии по "морскому бою" 10.08.2008 г., как я думаю, излишни. Если я конечно, в чем либо не ошибся. Корпус мишени при наведении в центр пятна на конечном участке траектории всяко должен давать лучший отраженный сигнал чем отражатели на мачтах.
PS. А вот как проводит испытания супостат. Погадаем, почему у него там не сеть с уголковыми отражателями, а стена контейнеров?