RostislavDDD (rostislavddd) wrote,
RostislavDDD
rostislavddd

Categories:

Ярость / Fury

В порядке расширения кругозора ряд обзоров от уважаемых  людей:
http://ecoross1.livejournal.com/406823.html
http://borianm.livejournal.com/444628.html
http://38t.livejournal.com/620261.html
http://dr-guillotin.livejournal.com/135487.html
http://askold5.livejournal.com/248368.html
http://thor-2006.livejournal.com/242532.html
http://sam-newberry.livejournal.com/716021.html
http://scif-yar.livejournal.com/1157591.html
http://military.sevstudio.com/yarost-film/

Финал

Фильм я смотрел в кинотеатре в Москве, если охарактеризовать его кратко - хорошая добротная картина о войне и солдатском долге. Одна из немногих, показывающая Войну с точки зрения танкового экипажа.  Таких фильмов  снятых мировым кинематографом с ходу припоминаю менее десятка (включая "На войне как на войне") и "Fury" несомненно среди них лучший по всем показателям.


О несомненных достоинствах картины:

Актерская игра и операторская работа в ленте - блестящи, к слову сказать снимал наш соотечественник Роман Васьянов. Что тут можно сказать, еще одно доказательство что о нашему кинематографу вовсе не рук, а голов не хватает.

Сценарий написанный режиссером картины Дэвидом Эйром тоже заслуживает отличной оценки, без малейшего минуса. Диалоги естественны, сцены и действия героев превосходно продуманы, прописаны и главное достаточно обоснованы событийно (чего так не хватает у кинохалтурщиков далеко не только в военном кино), было очень приятно увидеть за картинкой сценарий от настоящего профессионала желающего не срубить денег, а создать по настоящему качественный фундамент фильма.

Сам себя не похвалишь, никто не похвалит - именно такими же соображениями руководствовался и я при написании "Десанта". Было очень приятно разглядеть в голливудском режиссере человека разделяющего твои взгляды и подтвердить что ты на правильном пути, прописывая  "это не кино, а страшная беспросветная резня в ночи" (конструктивная критика). Пусть у нас подобное напротив, зарубает возможности экранизации. Равняются на лучших, пусть даже сейчас среди горбатых стройность это уродство.

Спецэффекты, грим, подбор костюмов, техники (включая внешний вид) - тоже несомненное отлично. По внешнему виду танков фильма можно даже привязывать фотографии :) как же по сценам книги, по которым Эйр их в сценарии прописывал.

Что можно сделать наблюдая следы от очков на грязном лице Питта?

Лицо Питта

Только аплодировать.
Сцена закрывших небо  стратегов и жалкие попытки их перехватить еще более сильна, одна из самых впечатляющих в картине:

Крепости


Единственное что несколько испортило впечатления о картине - это режиссура батальных сцен второй половины фильма, особенно боя на перекрестке. В чем соглашусь с многочисленными критиками. "Ярость" я смотрел с девушкой, которая не любит и обычно не смотрит "кровавого" кино (при этом данный фильм ей понравился) - когда даже такая барышня задается вопросом, а почему немцы набигают такими толпами на танк, разве нельзя его обойти в темноте, окружить и подорвать, сцена несомненно является серьезным режиссерским проколом.

Оценка режиссуры фильма - твердое 4. Возможно даже 4+, за внимание к деталям и явно видные попытки упомянутых недостоверности избежать. Честно сказать, при явно видимом объеме вложенного труда и желания снять именно эпическое кино, а не халтуру, желание критиковать Эйра  бессмысленные людские волны электриков (чего за ними  не водилось) отсутствует. Он не военный историк со специализацией на тактическом уровне. Человек не может быть силен во всем, и какие бы кипы книг при написании сценария ты не изучал, недостаток базовых знаний обязательно сыграет с тобой злую шутку - что собственно и произошло. Человек действительно - так видел.

Теперь поговорим о недостатках, или о том что критики или я ими считают:

Начнем с сцены танковой атаки - спасения стрелкового взвода, которая особого шквала критики не вызвала, более того по мнению Алексея Калинина ака 38t "шансов у немецкого заслона не было никаких".
 Рассмотрим исходные данные сцены:

 Сплошной линии фронта на данном направлении нет, подразделениям 2 танковой дивизии противостоят разрозненные подразделения прикрытия, из состава частей вермахта, фольксштурма и СС.

 На один из заслонов напоролся американский стрелковый взвод на халфтраках, которые благополучно сожгли, а бойцов разогнали по укрытиям. При появлении в распоряжении командира пехотного батальона остатков танковой роты, организованной с ее участием боевой группе  были поставлены боевые задачи:

1. Выручить стрелков.

2. Уничтожить заслон противника.

По прибытию на место, Шерманы с ходу разворачиваются в боевой порядок  и атакуют противника:

Бой с немцами 1

И мы видим первый заметный недочет  картины. Расстояние между  машинами  в боевой линии  не превышает 15 метров, при 30-50 оптимальных ( длина корпуса Шермана 5,9 метров). Да, я все понимаю касательно желания поместить в кадр, в принципе замечание можно признать несущественным.

Далее танки прикрывая собой спешившихся стрелков идут вперед, по пути вбирая в пехотные колонны  "зажатых огнем"  американцев., безмолвно показывая данной сценой превосходный уровень боевой подготовки, дисциплину и боевой дух американского солдата.  Кадры где бойцы перекатываются за танки, вскакивают и присоеденяются к бегущим компенсируют абсолютно все недостатки сцены.

Можно скрипеть зубами - в российских "военных фильмах" режиссеры как правило снимают похожие сцены с точностью наоборот. Единодушно показывая советских и русских солдат как можно более бездарным и необученным бычьим стадом, что, залив шары кровью и опустив рога, пытается забодать вражину, поскольку более умной мысли у него в голове не помещается.

И вот, проявляет себя немецкая оборона в виде одиночных и парных стрелковых ячеек накопанных в голом поле. При наличии достаточно густой лесополосы позади нее.

Бой с немцами 3

Просто гениальное тактическое решение немецкого командира. Не иначе чем от артиллерийских снарядов рвущихся в ветвях деревьев людей пытался спрятать. Вот только соединить ячейки траншеей и бросить пару ходов сообщения  назад это перерождение Мольтке забыло.

В результате чего исходная диспозиция в виде зажатого немецким огнем американского  взвода меняется на немецкий и американский взвода, зажатые огнем друг друга. Причем немцы,  сидящие в своих ямах посреди голого поля, находятся в гораздо худшем положении касательно маневра, снабжения боеприпасами и хлебом насущным   - их дым от горящих боевых машин не закрывает. По факту, гренадеры могут передвигаться между ячейками и лесополосой только ползком.


При этом надо уточнить что стрелковые ячейки в фильме показаны именно немецкие безбрустверные  - чего нет ни в одном, повторюсь ни в одном советском или российском фильме о войне (впрочем возможно и случайно, для современных американских вооруженных сил парные безбрустверные ячейки более чем характерны ):

Бой с немцами 5

 Искры из брони, следы пуль и трассеры тоже более чем превосходны,  настоящая находка  - а вот далее все плохо.

Стрельба артиллерийского взвода РАК.40 - просто отвратительна. Такое ощущение что у немцев  все подготовленные артиллеристы  до заряжающих включительно,  эрзац-кофе отравились. В то время как американцы одной рукой сжимают микрофоны, а большой палец другой, в задницу на удачу запихали.  Пушки ведут огонь поочередно, одна после уничтожения другой, несмотря на загодя определенную дистанцию и пристрелянные рубежи безбожно промахиваются, дав только одно попадание, да и то ушедшее на рикошет. Чего об американских танкистах, чьи экипажи  сделали фрицев  не только по точности стрельбы в движении, но и в боевой скорострельности - совсем не скажешь.

Не сказать что избыточная удачливость главных действующих лиц редкий прием для киноматографа, однако когда ее наличие превышает некие рамки, фильмы претендующие на серьезность начинают смотреться лубком. Фьюри в данном случае прошел по грани.

Бой с немцами 4

Итог сцены понятен, немецкие пехотинцы перебиты, добежать до  кустов после гибели псевдоартиллеристов им не удалось. В общем "шансов у немецкого заслона не было никаких". С чем я соглашусь только потому что два расчета РАК.40 показали полное неумение поражать двигающиеся на них со скоростью 5 км/ч цели на давным давно пристрелянных рубежах.С такой стрельбой шансов ни у кого не будет.

В суровой реальности, конечно же  немцы воевали совсем не так. Чтобы не быть голословным, стоит показать как действовали в такой ситуации гренадеры 87 пехотной дивизии чуть более полугодом ранее (отчет из личного архива, и в будущем планируется основой для ответа автором блога Дэвиду Эйру. Дело с ним взято автором впервые за все время хранения в ЦАМО) :


Отчет

 Ситуация как можно заметить почти полный близнец сцены фильма, вот только исход боя совсем другой. И немецкие артиллеристы стрелять  умели, и немецкая пехота не бесцельно  стреляла из пулеметов   в лоб по совершенно неуязвимым для пуль машинам на  горе своих матерей. Напротив, скрытно подпускала танки  или САУ на 10-15 метров, попадала в их мертвое пространство, после чего открывала ураганный огонь из автоматического оружия по приборам наблюдения и пыталась их подрывать ручными гранатами и фаустпатронами ( в тот период наличие 10-12 шт. на роту).

Скажут что коренное отличие сцен в том что за  Шерманами в отличие от "Сучек" 371 Гв. САП следовала американская пехота?  Увы,  немцы и тут "воевали совсем не так" .

Я совсем не зря упомянул про интервалы между машинами в линии (см.выше) . Расстояние от "Яростного" до его соседа около десятка метров, если исходить из ширины корпуса танка в 2,7 метра и  длины в 5,9), между двумя средними около 20, далее максимум 15. Итого американцы, пряча за броней танков свою пехоту, атакуют занимая по фронту около 60 метров. При уставной ширине фронта обороны немецкого взводного опорного пункта до 300, а с выносом флангового охранения, которого согласитесь у одиноко умирающего заслона не быть не могло, - и более.

Что из этого следует изображено на данной схеме, где ширина ромбов к слову сказать в масштабе ( 3 метра):

Схема
Для большей наглядности, ширина фронта обороняющихся занижена примерно вдвое. И даже в этом случае, для наступающих все видится  очень печально:

  Корпуса танков пехоту защищают исключительно с фронта, от косоприцельного огня из немецких ячеек они не только не защищены. но напротив представляют идеально для пулеметов скученные мишени, почти любую из колонн хороший пулеметчик одной очередью способен ополовинить, а на короткой дистанции, когда косоприцельный огонь переходит в фланговый - пожалуй и положить полностью.

При открытии огня противотанкистами по двигающимся со скоростью 5 км/ч танкам на 150 м   от немецких окопов и около 200 от ПТО наводчикам промахнуться тяжело. В то всемя как американской пехоте следующей за танками и выскочить вперед трудно и уйти назад фактически невозможно по голому как стол полю.

Проще говоря, если бы атака по данному сценарию состоялась в реальности... немцы  из хорошей части положили бы там абсолютно всех и мужчина в американском дождевике делал из мальчика мужчину как раз на сержанте Кольере, а не наоборот.  У менее  опытных, возможно бы ушла пара танков. Которые, как советские самоходчики в примере, уничтожили бы ПТО и внезапно оказались неспособными справиться с сидящей по ячейками пехотой с ее гранатами и фаустпатронами. Из пехоты бы боюсь спаслись только бойцы притворившиеся мертвыми и пролежавшие до темноты.

В бою с Бовингтонским Тигром,  почти все показано вполне грамотно, возможно за исключением "нипрабилов" 76 мм пушки Святоши - которая как многим неизвестно обладала лучшей бронепробиваемостью нежели советская танковая 85 миллиметровка. Да и то не факт, HVAP M93 с его примерно 140-150 мм на 700 метрах в боекомплекте "Яростного" могло и не быть, а вот AP M79 и тем более APС M62 делали пробитие брони Тигра событием довольно оптимистичным.

Вообще американцы так и воевали - закидали цель дымовыми снарядами и пошли в атаку. Собственно выход немца из дыма вперед тоже более чем грамотное решение - задним ходом далеко не уйдешь, и вывалившиеся из завесы американцы имели все шансы полосатого прихлопнуть безнаказанно. Эйр в данном случае опять отработал действия храбрых и опытных профессионалов, которым просто не  повезло с противником.

Тигр

Треск тельняшек  российских критиков , очень удивленных что Шерманы пошли в атаку на Тигр пытаясь использовать дым и численное преимущества, а не стали "тактически  грамотно" прятаться от него  по кустам... имея высоту корпуса почти в три метра, вызывать штурмовики и срывать выполнение боевой задачи -  в данном случае очень странен. Даже для Т-34/85 с отнюдь не цейсовской оптикой, большие дистанции ведения огня. в данный период  по наставлению начинались в 2 500 метров, запас  бронепробиваемости 8 мм KwK 36 L/56 по Шерману истощался тоже  примерно на данной дистанции. Как то сразу вспоминается анекдот - "бежать не стоит, умрешь уставшим"

 Самое забавное в данном эпизоде однако это уши World of Tanks торчащие из сцены закрутки оленя немца, не умеющего доворачивать корпусом. Совпадающие взгляды на мир нередко диктуют совпадающие увлечения - знай ник Дэвида в игре, я непременно набрался бы наглости пригласить погонять взводом.

Ну и наконец  бой в ночи и вообще финальная сцена. Там как уже сказал, с точки зрения логики все гораздо хуже, при по прежнему прекрасной картинке с трассерами и разлетающимися от 0.5" головами.

1. Пустить немецкий головной дозор на танк - верх глупости. Сцена была бы обоснованной если бы следом за дурачками безграмотно полезшими на танк и разумеется перебитыми экипажем, последовал бы беспощадный расстрел продолжавшей подходить к танку немецкой колонны, что кстати бы обосновало продолжение боя уже в темноте - но мы этого не увидели.
Впрочем,  можно предположить выпадение тайминга благодарю монтажу.

2. Набигание эсесовцев на боевую машину с винтовками в руках самая странная сцена в фильме. . Они же не штыками ее собирались заколоть?

В суровой реальности электрики бы отвлекали внимание экипажа стрельбой и мельтешениями по периметру, потом к танку, отслеживая куда повернута башня проскользнули фаустники или гранатометчики - и на этом история бы закончилась. Пехота не страшна танку только в одном случае - когда танк держит ее на дистанции.

Остальное на данном фоне мелочи, включая поджог здания с мертвым лазаретом, в результате чего танк оказался на свету, а эсесовцы в темноте. Из пулемета в таких условиях долго не постреляешь и без снайпера. Остальное мелочи.

Впрочем нет, коснусь темы вопроса - почему весь экипаж остался в танке.
Да, меня это тоже удивило что такой опытный танкист как Кольер оставил весь экипаж в машине. Там. где танкисты желали отбиться а не отсидеться в неподвижном в танке - они покидали машины всегда. Вот еще один удачный пример из упомянутого отчета:

Вне машины

Одинокий пехотинец как таракан, из пушки по нему стрелять крайне неудобно.
Тем ни менее с  теоретезированиями критиков как:

"...Как минимум двух членов экипажа, а то и троих можно было использовать более рационально:
- двоих с 12,7 мм. пулеметом выдвинуть метров на 300-400 от дороги, так чтобы она простреливалась продольным огнем.
- еще одного с 7,62 мм. пулеметом аналогично расположить в 200-300 м. от танка, чтобы простреливать противоположную сторону дороги и одновременно не давать неприятельской пехоте подойти на расстояние, позволяющее использовать фаустпатроны..."


согласится тоже достаточно сложно. Хотя бы потому что стрелять из 12,7 мм Браунинга без станка - счастье сомнительное, а дробить группу из пяти человек раскидывая ее на протяжении 800 метров (400+400 ,  для продольного огня ага - сомнителен еще больше, поскольку этих пулеметчиков  после обнаружения бы по одному передавили.

Я бы посадил механика и стрелка радиста в здание лазарета с задачей наблюдения и охраны танка с тыла и флангов. В секторе обстрела Шермана Кольера эта халупа оставляла огромных размеров дыру, пользуясь которой грамотный противник мог подойти вплотную к танку, пулеметный расчет в здании перекрывал бы данный сектор. Больше пожалуй ничего и не сделаешь.

В заключение повторюсь. "Fury" добротный и качественный фильм о войне и танкистах, вполне достойный тех наград которые он несомненно получит. Категорически рекомендую.
Tags: Военная История, Интересное, Кинокритика, Личное, Современность, Танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 73 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →