?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

       Перечень частей и соединений,  воевавших на «Невском Пятачке» в 1941 году.

  Поскольку в предыдущем   посту имел смелость заявить, что  до сих пор, через 70 прошедших лет по Невскому Пятачку не только не установлено даже ориентировочное число погибших, но и     даже полный перечень частей и подразделений в боях в данном районе участвующих, обосную свои слова



, пока в комментарии опять не прикатила какая ни будь ультрапотреотичная  истеричка, рассказывающая как она Родину Любит, и что среди Муравьев есть Муравьи Специальные, которые сами в бой не ходят, а обрабатывают Муравьев Воинов чтобы они бились за общий муравейник  надлежащим образом, и это их работа, за это их общество кормит, как есть ушибленная статьей из газеты «Правда» 60-го года, которая начнет тыкать ссылками допустим на сайт Государственного Музея  «Невский Пятачок»   с видом  доярки Зины открывшей для себя прокладки «Олвейс».

 Понимаю ситуацию так… если полного перечня нет в данном Музее сотрудники которого писали  и пишут всякие диссертации, долгое время сотрудничали и сотрудничают с архивами Ленинграда и Москвы, Министерствами Обороны СССР и России, то его не найти нигде.

На Сайте Музея нас интересует страничка:

Воинские части

воевавшие на Невском плацдарме

09.1941-04.1942      09.1942-03.1943

  Как можно заметить из данного перечня  даже при беглом взгляде, сотрудники музея абсолютно резонно не ограничились частями, воевавшими  на левом берегу Невы в районе поселка «Московская Дубровка».

К примеру, 1-я  стрелковая дивизия войск НКВД  строго говоря к «Пятачку»  не имела особого  отношения,  когда ее батальон сдал немцам  8 ГРЭС, о «Невском Пятачке» и речи еще не было, а позже    она обороняла правый берег Невы в направлении    Шлиссельбурга.   Тем ни менее те ее десанты, что она пыталась проводить  для облегчения давления на Плацдарм у Невской Дубровки,  кровью бойцов заслужили ее внесение  в данный перечень. Из этого принципа и будем исходить.

 Итак, рассмотрим   стрелковые соединения из перечня  Музея :

Стрелковые дивизии: 13.

  1. 1 (46сд) Стрелковая дивизия НКВД
  2. 10 Стрелковая дивизия
  3. 20 (92сд) Стрелковая дивизия НКВД
  4. 70 (45гсд) Стрелковая дивизи
  5. 86 Стрелковая дивизия
  6. 115 Стрелковая дивизия
  7. 123 Стрелковая дивизия
  8. 136 (63гсд) Стрелковая дивизия
  9. 142 Стрелковая дивизия
  10. 168 Стрелковая дивизия
  11. 177 Стрелковая дивизия
  12. 265 Стрелковая дивизия
  13. 268 Стрелковая дивизия

Стрелковые, Морские, Лыжные Бригады: 9.

  1. 11 Отдельная бригада
  2. 6 Морская бригада КБФ
  3. 55 Морская бригада КБФ
  4. 56 Морская бригада КБФ
  5. 57 Морская бригада КБФ
  6. 142 Отдельная морская стрелковая бригада
  7. 4 Отдельная морская бригада КБФ
  8. 35 Отдельная лыжная бригада
  9. 55 Отдельная лыжная бригада

Если исходить допустим из:

ПЕРЕЧНЯ № 7

УПРАВЛЕНИЙ БРИГАД ВСЕХ РОДОВ ВОЙСК,  ВХОДИВШИХ В СОСТАВ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ  В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ВОЙНЫ 1941-1945 гг.

Приложение к директиве  Генерального штаба  1956 г. № 168780

 И:

БОЕВОГО СОСТАВА СОВЕТСКОЙ АРМИИ

за 1941-1945 гг.

с  ходу отмечаются следующие ошибки:

  1. 55,  56, 57 Морских Бригад КБФ не существовало.   55, 56 и 57 Отдельные Стрелковые Бригады не имели никакого отношения ни к КБФ, ни к любому из других флотов, ни к ВМФ в целом.   Наличие  в составе 55 и 56 стрелковых бригад Ленфронта некоторого количества бывших моряков вследствие сплава проштрафившегося контингента на сушу не делало бригады морскими, и уж тем более Морскими Бригадами КБФ, хотя опираясь на   мемуары ветеранов  ошибка сотрудников музея вполне простительна.  Но  какого черта в список попала  57 ОСБР  в лучшем случае с Западного фронта( по состоянию на сентябрь 1942 г.), а в худшем вообще  Северо-Кавказского (на март 1943 г)  - одному богу известно.
  2. Что это за 55-я Лыжная Бригада из Перечня, совершенно неясно, поскольку наибольший номер Лыжной бригады сформированной в годы ВОВ – 51. Боюсь составители перечня  запутались с нумерацией, дважды упомянув 55-ю ОСБР вместо действительно входившей в состав 67 армии в январе-феврале 1943 года 35 Лыж.БР.
  3. Про отсутствие 10 ОСБР уже писал, плюсом к этому непонятно, почему в перечне присутствует 142-я Отдельная Морская Стрелковая Бригада как участница боев на «Пятачке», но отсутствуют 102-я и 138 ОСБР вместе с ней взявшие  в феврале 1943 года залитую кровью и заваленную костями 8  ГРЭС, пробившись наконец к плацдарму на месте где когда то находился поселок Московская Дубровка.
  4. Так же, кроме 102, 138 и 142 СБР,  в февральской операции пробивала коридор к пятачку и 13 стрелковая дивизия, … которая тоже в перечне не упомянута.

  Повторюсь,  эти четыре  пункта просто беглый взгляд человека, чьи основные интересы довольно далеки от «пехотной» тематики на севере СГФ. Что там накопает настоящий специалист одному богу известно.

Поэтому зайдем с самого начала.

По данным штаба Невской Опергруппы на 13 октября 1941 года, в ее состав входили следующие части:

Лист 1:

Лист 2:

Лист 3:

Лист 4:

Лист 5:

Лист 6:

Согласно документа от 27 октября (дающего к сожалению цифры примерно от 23 числа), к имеющимся  добавились следующие:

Доклад начальника переправ Генерал-Майора Фадеева  освещает перечень инженерных частей действовавших в данном районе в 1941 году:

Сверяем с перечнем музея:

  1. Пехотные и танковые части. :

Сразу выясняется отсутствие в перечне музея «Учебного батальона 1031 СП»  из «Сведения»  от 27 октября. Видимо это один и тот же батальон. Учитывая слишком большой для октября 41 года номер и отсутствие данного полка в списках частей и соединений Действующей армии, логичным будет предположение что данный учебный батальон принадлежал   10 запасному автотранспортному полку Ленфронта, четырехзначный номер - следствие ошибки при перепечатке.
Танковые части в перечне Музея отсутствуют полностью, несмотря на то что 107 Отдельный  танковый  батальон, ставший в ноябре полком, оставил там немало танков и похоронил бойцов да командиров. Как впрочем и 123 танковая бригада. 

  1. Истребительные батальоны НКВД по данным Музея:

  1. 3 Истребительный батальон
  1. 4 Истребительный батальон
  1. 5 Истребительный батальон
  1. 7 Истребительный батальон

По данным «Сведения…» от 27 октября:

  1. 1  Истребительный батальон НКВД
  1. 2  Истребительный батальон НКВД
  1. 4 Истребительный батальон НКВД
  1. 5  Истребительный батальон НКВД

   Количество батальонов не изменилось. Нумерация совершенно разная. Данные об истребительных батальонах НКВД  разумеется хранятся все эти 70 лет именно в Ленинграде/Санкт-Петербурге. В архиве КГБ/ФСБ Ленобласти если конкретно. Вполне вероятно, что часть документов можно и найти в архиве ГУВД.

Спускаемся чуть ниже.

  1.  Смотрим  список частей «бога войны» из данных Музея

  1. 12гв Артиллерийский полк
  2. 73 Артиллерийский полк
  3. 101 Артиллерийский полк
  4. 113 Артиллерийский полк
  5. 227 Артиллерийский полк
  6. 393 Артиллерийский полк
  7. 577 Артиллерийский полк
  8. 709 Артиллерийский полк
  9. 754гв Артиллерийский полк
  10. 6 Противотанковый артиллерийский полк
  11. 7 Противотанковый артиллерийский полк
  12. 380 Противотанковый артиллерийский полк
  13. 382 Противотанковый артиллерийский полк
  14. 871 Противотанковый артиллерийский полк
  15. 882 Противотанковый артиллерийский полк
  16. 24 Противотанковый артиллерийский дивизион
  17. 128 Противотанковый артиллерийский дивизион
  18. 201 Противотанковый артиллерийский дивизион
  19. 319гв Полк реактивной артиллерии
  20. 321 Полк реактивной артиллерии
  21. 524гв Бригада реактивной артиллерии
  22. 174 Отдельный миномётный полк
  23. 184 Отдельный миномётный полк
  24. 20 Отдельный миномётный батальон
  25. 13 Артиллерийский тяжёлый дивизион
  26. 5гв Тяжёлая миномётная бригада
  27. 754гв АЛ РГК

Сравниваем с документами выше:

  С  ходу, по данным еще от 13 октября вырисовывается вопрос, куда подевался 230 артиллерийский полк, если упомянуты 577 ГАП, 1 дивизион которого так же был придан 1СД НКВД и 24 ОПТД исполнявший роль противотанкового дивизиона дивизии.  До переименования 230 артполка в 393-й, с одновременным включением его в состав переформированной из 1 СД НКВД  46 стрелковой дивизии с октября 1941 года оставалось еще около 10 месяцев. 24 дивизион, кстати отсутствующий в перечне частей и соединений Действующей Армии, видимо был переформирован или переименован, или вообще расформирован к июню 1943 года, когда в составе 46 СД (3 формирования) появился 60 ОИПТД.

Кроме того:

101 Гаубичный Артиллерийский полк и 12 гвардейский артполк  это одна и та же часть в разные периоды своего существования.

227 артиллерийский полк входил в состав 70 СД, она же 45 Гвардейская, когда он стал 96 Гв. артиллерийским  полком. Если артполков прочих дивизий сражавшихся на Невском плацдарме в перечне нет( что вполне логично) то и данный артполк должен быть исключен.

393 Артполк, бывший 230-й, в составе 46 СД, бывшей 1 СД позже  вернулся в места своих боев 1941 года, но ситуация с ним не отличается от ситуации с 227 АП. Если перечислены дивизии,   зачем отдельно перечислять входящие в них части? А  коли перечисляете, логично давать полный перечень, чего нет и близко.

754 Гвардейский Артиллерийский полк, это разумеется ошибка, не дошло в советской артиллерии до таких цифр номеров гвардейских артчастей, не вдаваясь глубоко в тему, логично предположить что  упомянут 754 Гаубичный Артполк. Причем дважды. То же относится к 524 ГВАРДЕЙСКОЙ БРИГАДЕ реактивной артиллерии. Не берусь и предполагать, что скрывается за данным названием.

6 и 7 артиллерийские полки противотанковой обороны, повторяют ситуацию с  101 ГАП/12 Гв.ПАП перечня  Музея,  поскольку 22.06.1942 года были  переименованы в 871 и 882 отдельные противотанковые артиллерийские полки соответственно. При этом  6  противотанковый артполк  с полным на то основанием может считаться участником боев на Невском Плацдарме  с самого их началва, поскольку на  его формирование пошел личный состав  и часть техники  расформированного 371 ГАП 115 СД.   Оба полка на декабрь 1941 года входили в состав 8 Армии.

  128  противотанковый артиллерийский дивизион  из перечня Музея, в отличие от 24 ОПТД де-юре армейского подчинения, поскольку не относился к войскам НКВД, все время своего существования входил  в состав 86 СД. 201 ОИПТД  или же 201 ОПТД, в перечне частей и соединений ДА вообще нет, как и 24 дивизиона.  106 СД первого формирования куда входил 201 ОПТД,  воевала далеко к югу.

  Дублирующиеся номера в Советской действительности были обычны, уровень организации раздачи номеров Генштабом был таков, что даже дивизии с одними номерами существовали одновременно, поэтому отсутствию в Перечне некоторых  частей не стоит удивляться (вообще 24 ОПТД  в «Перечне» противотанковых дивизионов целых два – и оба не имеют отношения к части приданной 1 СД НКВД) поэтому я не могу оспаривать данные музея в данном случае.

В общем, после  минимального  рассмотрения перечень музея превращается в следующий:

  1. 101 Артиллерийский полк  (12гв Артиллерийский полк)
  2. 73 Артиллерийский полк
  3. 113 Артиллерийский полк
  4. 230 Артиллерийский полк(393 Артиллерийский полк 46 СД)
  5. 577 Артиллерийский полк
  6. 709 Артиллерийский полк
  7. 754гв Артиллерийский полк (754гв АЛ РГК) – реально 754 отдельный ГАП РГК
  8. 6 Противотанковый артиллерийский полк (871 Противотанковый артиллерийский полк)
  9. 7 Противотанковый артиллерийский полк (882 Противотанковый артиллерийский полк)
  10. 380 Противотанковый артиллерийский полк
  11. 382 Противотанковый артиллерийский полк
  12. 24 Противотанковый артиллерийский дивизион
  13. 201 Противотанковый артиллерийский дивизион
  14. 319гв Полк реактивной артиллерии
  15. 321 Полк реактивной артиллерии
  16. 174 Отдельный миномётный полк
  17. 184 Отдельный миномётный полк
  18. 20 Отдельный миномётный батальон
  19. 13 Артиллерийский тяжёлый дивизион
  20. 5гв Тяжёлая миномётная бригада

Который далеко не факт,  что будет окончательным.

III. Перейдем к инженерным частям:

  1. 2 Отдельный понтонно-мостовой батальон
  2. 14 Отдельный понтонно-мостовой батальон
  3. 21 Отдельный понтонно-мостовой батальон
  4. 41 Отдельный понтонно-мостовой батальон
  5. 42 Отдельный понтонно-мостовой батальон
  6. 342 Отдельный понтонно-мостовой батальон
  7. 8 Отдельный понтонный батальон
  8. 12 Отдельный понтонный батальон
  9. 18 Отдельный понтонный батальон
  10. 56 Отдельный дорожный батальон
  11. 128 Отдельный дорожный батальон
  12. 585 Отдельный дорожный батальон
  13. 2 Отдельный инженерный батальон
  14. 53 Отдельный инженерный батальон
  15. 54 Отдельный инженерный батальон
  16. 112 Отдельный инженерный батальон
  17. 325 Отдельный инженерный батальон
  18. 52 Отдельная инженерная бригада
  19. 55 Отдельная инженерная бригада
  20. 106 Отдельный моторизованный инженерный батальон
  21. 7гв Батальон минёров
  22. 5 Отдельный запасной инженерный полк
  23. 127 Отдельный дорожно-эксплуатационнный батальон

Разумеется, ситуация с ними ничем не отличается  от ситуации с артиллерией:

 Допустим 2 Отдельный понтонно-мостовой батальон может оказаться одной частью с  2 Отдельным  инженерным батальоном,  2 саперным батальоном из Доклада Фадеева а так же 2 ОЗПМБ( 2 отдельным запасным понтонно-мостовым батальоном) из данного документа.

Или же 2 понтонно-мостовой батальон и 2 запасной понтонно-мостовой батальон могут быть одной частью, а 2 инженерный и 2 саперный другой. С учетом огромного числа неточностей в «Перечне частей и Соединений Действующей Армии » ожидать можно чего угодно. Несколько вероятнее второе,  от этого и будем исходить.

Не буду даже касаться «Второго Пятачка», кроме явных правок, перечислю отсутствующие части «Пятачка  Первого»:

  1. 2 Отдельный понтонно-мостовой батальон ( он же видимо 2 ОЗПМБ)
  2. 2 Отдельный инженерный батальон( Он же видимо 2 саперный батальон)
  3. 8 Отдельный понтонный батальон
  4. 12 Отдельный понтонный батальон
  5. 14 Отдельный понтонно-мостовой батальон
  6. 18 Отдельный понтонный батальон
  7. 21 Отдельный понтонно-мостовой батальон
  8. 21 Фронтовой легкий переправочный парк
  9. 29 отдельный саперный батальон
  10. 38 Отдельный инженерный батальон КБФ.
  11. 41 Отдельный понтонно-мостовой батальон
  12. 42 Отдельный понтонно-мостовой батальон
  13. 53 Отдельный инженерный батальон
  14. 54 Отдельный инженерный батальон
  15. 56 Отдельный дорожный батальон
  16. 106 Отдельный моторизованный инженерный батальон
  17. 112 Отдельный инженерный батальон(саперный)
  18. 127 Отдельный дорожно-эксплуатационнный батальон
  19. 128 Отдельный дорожный батальон
  20. 234 Отдельный саперный батальон
  21. 257 Отдельный саперный батальон
  22. 325 Отдельный инженерный батальон
  23. 342 Отдельный понтонно-мостовой батальон
  24. 367 Отдельный саперный батальон
  25. 585 Отдельный дорожный батальон (Возможно одна часть с 585 Отдельным инженерныо-строительным батальоном)
  26. 52 Отдельная инженерная бригада
  27. 55 Отдельная инженерная бригада
  28. 5 Отдельный запасной инженерный полк
  29. 7гв Батальон минёров

Как говорится – нет слов.  Которых так много звучало и звучит на митингах.



Comments

( 3 comments — Leave a comment )
dr_guillotin
Apr. 8th, 2012 07:46 pm (UTC)
А 177, 168 сд позже подтянулись? В зимнюю кампанию? Или причислены в музее к процессу на том же основании, что и 1 сд НКВД?
rostislavddd
Apr. 9th, 2012 10:52 am (UTC)
Обе дивизии подтянулись в район НП к концу октября. 168 СД переправила основную часть подразделений к 4 ноября, когда началось очередное "наступление", если так это можно назвать 177 сд на несколько дней позже. у нее видимо с организацией переправы были большие проблемы. 3 ноября, например, ее переправа вообще была начисто сорвана артогнем.
115 СД сдала свои участки по правому берегу 11 СБР и 1 СД НКВД где то после 10 октября, полностью перебравшись на пятак. Около 22 октября началась переправа частей 20 СД НКВД и 265 СД... с задачей наступать с 27-го. Потом 86 дивизии. Немцы видимо обнаружили сосредоточение и попытались ликвидировать плацдарм... Результат- в 115 СД по ее отдельному сведению от 27 октября осталось около 1200 бойцов и командиров... при трех ручных и станковом пулемете...Падение численности за пять дней - 7466 душ.
После второй половины ноября управления полков и дивизий начали выводить с пятака, с передачей людей и техники в 177 СД после вывода на переформирование осталось 960+ человек.
В ночь с 30 на 1 декабря, на плацдарм перебросили около 4500 человек, в основном 10 СД.
Alekxander Fadeev
Apr. 30th, 2013 05:42 pm (UTC)
Забрел сюда совершенно случайно.В канун 9Мая вспомнил(по рассказам мамы),что в ВОВ пропал безвести мой дядя.Погуглил и нашел(фото архивного дакумента в МЕМОРИАЛЕ)http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=7080607&page=2 ,что он воевал и пропал безвести 23фев 1943 в 56-ой ОМБ. Потом нашел статью участника(он поэт) того боя за Мгу http://www.mpeh.ru/articles/detail.php?SECTION_ID=100&ELEMENT_ID=629 .Там тоже говорится о 56-ой ОМБ.Мой дядя не подвергался дисцип. наказаниям, а на берег списали тогда многих(их миномосец "СТРАШНЫЙ" был в ремонте). Получается,что 56-ая ОМБ на тот момент была и именовалась"морская"(другое дело,что"в море они уже не выходили") С уважением Александр Ф.
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

Федя с очками
rostislavddd
RostislavDDD

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner